Решения Думы Проекты решений Границы избирательных округов
Официальный сайт
Саратовской городской Думы
Отчет КСП по Комитету здравоохранения
Главная
Депутаты
Новости
Контакты

Отчет

о результатах проверки достоверности бюджетной отчетности комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов»

г.Саратов 25 февраля 2011 г.

В соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы и на основании удостоверения на правопроведения проверки от 01.02.2011 г., выданного председателем контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы Постельгой Э.А., консультантами отдела контрольно-счетной палаты Юровой Е.Л. – руководитель группы и Горбуновым В.В. с 07 по 21 февраля 2011 г. проведена проверка достоверности бюджетной отчетности комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов».

Период проверки 2010 год.

Проверка проведена с ведома председателя комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - Комитет) Салова И.А. и начальника финансового отдела комитета Муравьевой С. Ю.

При проверке использовались: положение о Комитете, первичные учетные документы, отчеты об исполнении смет, регистры бухгалтерского учета, бюджетная роспись, сведения для формирования кассового плана в части расходов бюджета города, другие нормативные и правовые документы.

Лицами ответственными за финансово-хозяйственную деятельность Комитета в проверяемом периоде являлись:

- Салов И. А. с 31.12.2009 г. по настоящее время, назначенный на должность председателя Комитета на основании распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от 31.12.2009 г. № 530-лс, имеющий право первой подписи;

- Овсянникова А. Б. с 01.07.2008 г. по 04.02.2010 г., назначенная на должность начальника финансового отдела Комитета на основании приказа Комитета от 30.06.2008 г. № 156л/с и уволенная на основании приказа от 26.01.2010 г. №10-л/с;

- Муравьева С. Ю. с 12.02.2010 г. по настоящее время назначенная на должность начальника финансового отдела Комитета на основании приказа Комитета от 12.02.2010 г. № 41л/с, имеющая право второй подписи.

Комитет зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по Фрунзенскому району г. Саратова за основным государственным регистрационным номером 1026403683657 (ИНН 6455014382, КПП 645501001).

Комитет имеет статус юридического лица, функции и порядок деятельности которого, определяются Положением, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.11.2007 г. № 22-216.

Комитет в 2010 году осуществлял функции главного распорядителя, бюджетных средств по 48 получателям, из которых 47 являются подведомственными ему учреждениями.

Согласно Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 13.11.2008 г. № 128н (далее Инструкция № 128н) в состав бюджетной отчетности для главного распорядителя и получателя бюджетных средств включаются следующие формы отчетов:

- Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) (далее - Баланс (ф. 0503130));

- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

- Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);

- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

- Пояснительная записка (ф. 0503160);

- Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);

- Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

- Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138).

Указаниями о порядке составления и предоставления годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета главных распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита муниципального образования «Город Саратов» за 2010 год, утвержденными приказом комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.12.2010 г. № 121П «О годовой бюджетной отчетности главных распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита муниципального образования «Город Саратов» за 2010 год» (далее – Указания) предусмотрено введение дополнительных форм отчетности:

- Справка об изменении валюты баланса по состоянию на 1 января 2010 года (далее – Приложение 1 к Указаниям);

- Акт сверки стоимости объектов имущественной части муниципальной казны муниципального образования «Город Саратов» (далее – Приложение 2 к Указаниям);

- Справка по отдельным показателям «Отчета о финансовых результатах деятельности» на 1 января 2010 года (далее – Приложение 3 к Указаниям);

- Акт сверки приема (передачи) нефинансовых активов (далее – Приложение 4, 5 к Указаниям);

- Акт сверки приема (передачи) финансовых активов (далее – Приложение 6 к Указаниям);

- Сведения по кредиторской задолженности по состоянию на 1-е января 2010 года (далее – Приложение 7 к Указаниям);

- Сведения по кредиторской задолженности по состоянию на 1-е января 2011 года (далее – Приложение 8 к Указаниям).

Порядок составления вышеуказанных дополнительных форм к бухгалтерской отчетности (Приложения 4-8 к Указаниям) финансовым органом не разработан.

Приказом комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.12.2010 г. № 121П «О годовой бюджетной отчетности главных распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита муниципального образования «Город Саратов» за 2010 год» для Комитета установлен срок сдачи отчетности - 02.02.2011г. в 11 час. 00 мин.

В ходе проверки Комитетом представлена копия сводной бюджетной отчетности, оформленной в порядке, установленном комитетом по финансам муниципального образования «Город Саратов». Однако, из-за отсутствия на копии бюджетной отчетности Комитета отметки комитета по финансам о дате ее представления и отметки о дате принятия бюджетной отчетности, в случае получения положительного результата по факту проведения камеральной проверки бюджетной отчетности, определить своевременность сдачи бюджетной отчетности не представляется возможным.

В нарушение п. 4 Инструкции № 128н:

- отчеты всех получателей бюджетных средств на бумажном носителе представлены без сопроводительных писем;

- отчеты по двум учреждениям, подведомственным Комитету не сброшюрованы (МУЗ «Городская поликлиника № 3», МУЗ «Городская детская инфекционная больница № 5»);

- страницы отчетов 18 учреждений не пронумерованы.

В нарушение п. 6 Инструкции №128н в ряде форм бюджетной отчетности отсутствуют подписи руководителя и главного бухгалтера, а формах бюджетной отчетности, содержащих плановые (прогнозные) и аналитические показатели - подписи руководителя финансово-экономической службы. Подписи руководителей являются подтверждением достоверности показателей, отраженных в финансовом отчете. Например, Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121), Пояснительная записка (ф. 0503160) и т.д. не подписаны руководителем и главным бухгалтером МУЗ «Городская поликлиника № 5». В отчетах 8 учреждений на Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) так же отсутствуют подписи руководителя и главного бухгалтера. В отчетах МУЗ «Городская поликлиника № 16», МУЗ «Городская поликлиника № 10», МУЗ «Городская клиническая больница № 9» и ещё в 22 учреждениях формы бюджетной отчетности не подписаны руководителем финансово-экономической службы.

В нарушение п. 5 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» отдельные формы отчетности содержат факсимильную подпись руководителя. Например, формы отчетности МУЗ «Городская поликлиника № 15», МУЗ «Городская поликлиника № 16», МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 5» и т.д.

Согласно п. 10 Инструкции № 128н получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

Приказом Комитета от 28.12.2010 г. №722 «О годовой бюджетной отчетности за 2010 год» срок представления бюджетной отчетности в финансовый отдел Комитета утвержден только для 9 из 47 подведомственных учреждений, а по остальным учреждениям графики сдачи отчетности в бухгалтерии головных медицинских учреждений утверждены приказами головных медицинских учреждений, следовательно, функции по приему и составлению сводной отчетности в 2010 году Комитетом переданы в подведомственные учреждения. Передача функций главного распорядителя бюджетных средств (Комитета) получателю бюджетных средств (подведомственным учреждениям) указывает на превышение Комитетом своих полномочий и приводит к нарушению ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.

В ходе проверки установлено, что функции головных медицинских учреждений выполняют шесть лечебных учреждения, подведомственных Комитету, которые в свою очередь являются лишь получателями бюджетных средств. В качестве обоснования формирования головных медицинских учреждений предоставлены приказы Комитета и постановления мэра города Саратова, в том числе функции головного учреждения:

- по Заводскому району выполняет МУЗ «Городская поликлиника №4» на основании приказа Комитета от 25.11.2004 г. №798;

- по Волжскому району - МУЗ «Городская поликлиника №3» на основании приказа Комитета от 30.05.2002 г. №396;

- по Октябрьскому району - МУЗ «Детская городская поликлиника №1» на основании приказа Комитета от 23.08.2002 г. №606 и постановления мэра города Саратова от 24.10.2002 г. №1061;

- по Ленинскому району - МУЗ «Городская поликлиника №17» на основании приказа Комитета от 02.02.2004 г. №69;

- по Фрунзенскому району - МУЗ «Детская городская поликлиника №4» на основании приказа Комитета от 19.03.2002 г. №219 и постановления мэра города Саратова от 06.03.2002 г. №189;

- по Кировскому району - МУЗ «Городская поликлиника №2» на основании приказа Комитета от 02.04.2002 г. №269.

В проверяемом периоде в Комитет головными медицинскими учреждениями сданы своды бюджетной отчетности с приложением отчетов по учреждениям.

В положении о головных медицинских учреждениях, утвержденных приказами Комитета на указанные подведомственные учреждения, возложены функций по контролю за ведением финансово-экономического учета и отчетности, а так же по составлению сводных отчетов по лечебным учреждениям соответствующих районов города, что противоречит действующему бюджетному законодательству.

В Номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 г. №627 отсутствуют «головные медицинские учреждения», а содержание положений головных медицинских учреждений, утвержденных приказами Комитета не соответствует действующему бюджетному законодательству.

Из-за отсутствия в формах отчетности даты их составления и информации о датах принятия бюджетной отчетности Головными медицинскими учреждениями и Комитетом проверить соблюдение сроков сдачи отчетности в 26 учреждениях не представляется возможным.

Формы бюджетной отчетности МУЗ «Городская клиническая больница № 7» и МУЗ «Городская поликлиника № 20» датированы 4 февраля 2011 года и 3 февраля 2011 года соответственно, то есть отчетность данных учреждений представлена с нарушением сроков сдачи, установленных приказами головных медицинских учреждений, следовательно, отчетность головных медицинских учреждений Волжского и Кировского района представлена с нарушением сроков сдачи бухгалтерской отчетности, установленных приказом Комитета от 28.12.2010 г. №722.

В нарушение п. 7 приказа Комитета от 28.12.2010 г. №722 отчетность МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 5» была представлена не в полном объеме: в Балансе (ф. 0503130) отсутствовали пассив баланса и справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, а также Пояснительная записка (ф. 0503160) (в ходе проверки недостающие формы представлены).

В нарушение п.7 Указаний в составе бухгалтерской отчетности 5 учреждений (МУЗ «Городская поликлиника № 3», МУЗ «Городская поликлиника № 20», МУЗ «Городская поликлиника № 4», МУЗ «Городская поликлиника № 5», МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1») отсутствует Приложение № 7 к Указаниям «Сведения по кредиторской задолженности по состоянию на 1-е января 2010 года».

В нарушение п. 10 Указаний в бухгалтерской отчетности учреждений, в реквизитах обязательных к заполнению, содержится не достоверная информация. Например, в формах бюджетной отчетности МУЗ «Городская поликлиника № 15» в «Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года» (ф. 0503110) и в «Отчете о финансовых результатах деятельности» (ф. 0503121) в графе «получатель бюджетных средств» указано наименование «МУЗ МСЧ Саратовстекло».

Согласно п. 10 Инструкции № 128н субъект бюджетной отчетности, ответственный за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности (Комитет), обязан производить проверку предоставленной ему бюджетной отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, установленным данной инструкцией и иными нормативными актами, путем выверки показателей представленной отчетности к контрольным соотношениям. Также Комитету дано право приостановить прием бюджетной отчетности в случае:

- некомплектности представляемой бюджетной отчетности;

- несоответствия содержания бюджетной отчетности установленным формам;

- отсутствия подписей, предусмотренных в установленных формах документов.

При наличии вышеуказанных нарушений и замечаний Комитетом у всех получателей бюджетных средств принята годовая бухгалтерская отчетность, на основании которой сформирована сводная консолидированная отчетность главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, отсутствие контроля со стороны Комитета привело к нарушениям требований Инструкции 128н и приказа Комитета от 28.12.2010 г. №722 в части оформления, полноты и своевременности представления учреждениями бюджетной отчетности.

При проверке числовых показателей годовой бухгалтерской отчетности Комитета и подведомственных ему учреждений установлено.

Согласно п. 8.1 Указаний и приказа Комитета от 28.12.2010 г. №722 в Балансе (ф. 0503130) остатки по счетам расчетов по выданным авансам с подотчетными лицами возможны только в случае продолжающихся командировок, а остатки по счетам расчетов по принятым обязательствам – только по переходящим договорам.

В нарушение требований п. 8.1 Указаний и приказа Комитета от 28.12.2010 г. №722:

1) в Балансе (ф. 0503130)МУЗ «Городской поликлиника №3» при отсутствии продолжающихся командировок по счету бухгалтерского учета «Расчеты с подотчетными лицами» на конец отчетного периода (строка 310 графа 7 «Бюджетная деятельность» и графа 9 «Итого») отражены остатки средств в сумме 49,3 тыс. рублей. Остаток объясняется не переходящими командировками, а выдачей талонов на бензин в подотчет в декабре 2010 года. Данные остатки отражены в составе сводной отчетности.

2) в Балансе (ф. 0503130) сводной отчетности при отсутствии подтвержденных переходящих договоров по счету бухгалтерского учета «Расчеты по принятым обязательствам» (строка 490) имеются остатки на конец отчетного периода по графе 7 «Бюджетная деятельность» в сумме 15 796,1 тыс. рублей и по графе 9 «Итого» в сумме 539 195,9 тыс. рублей. Кроме того, в Пояснительной записке (ф. 0503160) не отражены разъяснения по данным остаткам.

В ходе проверки бухгалтерской отчетности в МУЗ «Городская клиническая больница № 12» установлен факт искажения Баланса (ф. 0503130) по счетам бухгалтерского учета «Расчеты по принятым обязательствам» (строка 490) на общую сумму 8 673,6 тыс. рублей.

В форме Баланса МУЗ «Городская клиническая больница № 12» по графе 7 «Бюджетная деятельность» отражена сумма принятых обязательств в размере 9 602,4 тыс. рублей. Аналогичная сумма по данному счету указана в сводной отчетности головного медицинского учреждения МУЗ «Городская поликлиника №4». Тогда как, согласно данным бухгалтерской отчетности, представленной учреждениями в электронном виде в Комитет, МУЗ «Городская клиническая больница № 12» в своем Балансе по счетам бухгалтерского учета «Расчеты по принятым обязательствам» указало лишь 928,8 тыс. рублей. Данное искажение установлено при сопоставлении показателей бюджетной отчетности, представленной учреждениями на бумажном носителе с показателями, представленными в электронном виде.

Так как сводный Баланс (ф. 0503130) Комитета (главного распорядителя средств бюджета) сформирован на основании показателей, представленных учреждениями в электронном виде, то искажение валюты сводного баланса составляет 8 673,6 тыс. рублей.

В Балансе (ф. 0503130) отдельных учреждений (например, МУЗ «Центр медицинской профилактики» МУЗ «Городская поликлиника №15» и т.д.) по счетам бухгалтерского учета «расчеты по налогу на доходы физических лиц» (строка 511) и «расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» (строка 533) отражены отрицательные остатки, что указывает на нарушение методологии бюджетного учета в учреждениях и не подтверждает достоверность показателей сводной бюджетной отчетности Комитета. Итоговые суммы отрицательных значений указаны в таблице:

Тыс.рублей

Наименование показателя

На начало года

На конец года

бюджетная деятельность

приносящая доход деятельность

итого

бюджетная деятельность

приносящая доход деятельность

итого

«расчеты по налогу на доходы физических лиц»

-5,7

-12,3

-12,0

-39,7

-85,3

-77,2

«расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»

-0,4

-3,3

-2,5

-1,6

-3,2

-2,6

Итого

-6,1

-15,6

-14,5

-41,3

-88,5

-79,8

В нарушение ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ установлены факты приема и исполнения учреждениями бюджетных обязательств сверх утвержденных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 2 216,5 тыс. рублей, в том числе:

- подстатье 211 «Заработная плата» 1653,4 тыс. рублей;

- подстатье 213 «Начисление на выплаты по оплате труда» 369,5 тыс. рублей;

- подстатье 223 «Коммунальные услуги» 193,6 тыс. рублей.

Например, МУЗ «Городская поликлиника № 1» по подстатье 223 «Коммунальные услуги» экономической классификации расходов бюджета Российской Федерации принято обязательств на общую сумму 902,4 тыс. рублей, при этом уточненная смета расходов учреждения и доведенные лимиты по данной подстатье составляют 854,3 тыс. рублей. Таким образом, за 2010 год по подстатье 223 «Коммунальные услуги» МУЗ «Городская поликлиника № 1» приняты сверх лимитные бюджетные обязательства в сумме 48,1 тыс. рублей.

Данная ситуация сложилась из-за того, что Комитетом снятие и перераспределение ассигнований (лимитов) бюджетных обязательств между учреждениями производилось:

- без отслеживания свободных остатков ассигнований (лимитов) бюджетных обязательств на лицевых счетах получателей бюджетных средств;

- без получения письменного подтверждения учреждений о наличии свободных остатков ассигнований (лимитов) бюджетных обязательств.

В соответствии с п. 7 Инструкцией № 128н бюджетная отчетность учреждений составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета, а сводная отчетность - на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями бюджетных средств.

Выборочной проверкой достоверности оборотов и остатков по регистрам аналитического учета Комитета, как получателя средств установлено.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.09.2010г. №463-лс «О направлении Салова И.А. в командировку» для участия в заседании XI Всероссийского научного форума «Мать и дитя 2010г.» в г. Москву (организация не указана) направлен председатель Комитета.

При проверке расчетов с подотчетными лицами (журнал операций №3 за октябрь 2010 года) установлено, что во исполнение данного распоряжения к учету приняты документы на сумму 4,2 тыс.рублей, оформленные с нарушением требований действующих нормативно-правовых актов.

В нарушение Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 №749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»:

- (п.6) отсутствует утвержденное работодателем (главой администрации муниципального образования «Город Саратов») служебное задание, в котором определена цель командировки работника;

- (п.7) командировочное удостоверение (от 24.09.2010 г. №5) оформлено и подписано председателем Комитета, а не работодателем (главой администрации муниципального образования «Город Саратов»);

- (п.26) отсутствует отчет о выполненной работе в командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения работодателя, в письменной форме.

Таким образом, целесообразность произведенных расходов в сумме 4,2 тыс.рублей не подтверждена работодателем (авансовый отчет от 04.10.2010 г. №17).

Выборочной проверкой полноты отражения оборотов и остатков по регистрам аналитического учета в Главной книге установлено.

В нарушение раздела 5, приказа Минфина РФ от 30.12.2008 №148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» у комитета, как у главного распорядителя бюджетных средств, отсутствует бюджетный учет по счетам санкционирования расходов бюджета. В частности по санкционированию лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 1029267,1 тыс.рублей в том числе:

- по счету «Доведенные лимиты бюджетных обязательств» (счет предназначен для учета Комитетом (главным распорядителем бюджетных средств), показателей лимитов бюджетных обязательств, утвержденных финансовым органом на текущий финансовый год, а также сумм внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований);

- по счету «Лимиты бюджетных обязательств к распределению» (счет предназначен для учета Комитетом (главным распорядителем бюджетных средств) сумм лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год, подлежащих распределению в установленном порядке по подведомственным им получателям бюджетных средств, а также сумм внесенных изменений в показатели распределенных в течение текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств).

- по счету «Переданные лимиты бюджетных обязательств» (счет предназначен для учета Комитетом (главным распорядителем бюджетных средств), сумм лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных до получателей бюджетных средств на текущий финансовый год, а также сумм внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств, переданных в течение текущего финансового года.

Аналогично по счетам бюджетного учета комитета, как главного распорядителя бюджетных средств в целях санкционирований бюджетных ассигнований предусмотренных решением о бюджете на 2010 год на общую сумму 1423889,1 тыс.рублей.

Пунктом 7 приказа Минфина № 128н так же определено, что перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке.

Согласно приказу Комитета от 08.10.2010г. №574 инвентаризация основных средств, наличных денежных средств, материальных запасов, расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами должна быть проведена по состоянию на 01.10.2010 г. В соответствии с актами:

- №1 от 11.10.2010г. о результатах инвентаризации наличных денежных средств и имущества комитета недостач и излишков не выявлено;

- №2 от 20.10.2010г. о результатах инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами дебиторская задолженность в сумме 8,5 тыс. рублей и кредиторская – в сумме 4,3 тыс. рублей согласованы с поставщиками;

- №3 от 22.10.2010г. о результатах инвентаризации имущества комитета недостач и излишков не выявлено.

Однако, проверкой установлено, что из семи поставщиков только с одним (с ОАО «Волгателеком») согласована дебиторская задолженность на сумму 4,0 тыс.рублей (акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.10.2010 г.). Остальная задолженность в общей сумме 8,8 тыс.рублей (в том числе дебиторская - 4,5 тыс.рублей, кредиторская 4,3 тыс.рублей) поставщиками не подтверждена. В связи с этим остатки по дебиторской и кредиторской не являются достоверными.

Согласно приказу Минфина РФ от 13.06.1995 №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» при проведении инвентаризации расчетов выверке подлежат не только расчеты учреждения с поставщиками и покупателями, но и расчеты с бюджетами РФ, подотчетными лицами, депонентами, другими дебиторами и кредиторами.

Проверкой установлено, что Комитетом не проведена инвентаризация (отсутствуют описи и акты сверки взаимных расчетов):

- расчетов с дебиторами по доходам, тогда как по данным бухгалтерского учета числится дебиторская задолженность в сумме -28206,2 тыс.рублей;

- расчетов с подотчетными лицами;

- расчетов с прочими дебиторами, тогда как по данным бухгалтерского учета числится дебиторская задолженность в сумме 28796,6 тыс.рублей;

- расчетов по платежам в бюджеты, тогда как по данным бухгалтерского учета числится кредиторская задолженность в общей сумме 421,0 тыс.рублей (например, по расчетам по налогу на доходы физических лиц числится кредиторская задолженность в сумме 160,4 тыс.рублей, по расчетам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии числится кредиторская задолженность 176,2 тыс.рублей и т.д.).

Таким образом, перед составлением годовой бюджетной отчетности Комитетом не в полном объеме проведена инвентаризация активов и обязательств, что не обеспечивает достоверность данных бухгалтерской отчетности Комитета, как получателя бюджетных средств и соответственно данных сводной бюджетной отчетности Комитета - главного распорядителя бюджетных средств и влечет за собой нарушение:

- (п.1 ст.12) Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- (п.7) приказа Минфина №128н.

Для проверки достоверности сводной бюджетной отчетности Комитета (главного распорядителя бюджетных средств) было проведено выборочное обследование бюджетной отчетности подведомственных ему учреждений. В ходе проверки проведена сверка внутренней согласованности форм бюджетной отчетности, сверка показателей сводной бюджетной отчетности с отдельными показателями бюджетной отчетности учреждений. В результате установлено, что в нарушение п.20 приказа Минфина №128н в сводной отчетности Комитета в «Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах»:

- по счету 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение" отсутствует группировка по видам материальных ценностей. Приказом Комитета - главным распорядителем бюджетных средств данная группировка не утверждена;

- по счету 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» на конец отчетного периода числятся остатки на общую сумму 7125,1 тыс.рублей (в т.ч. по бюджету – 5409,8 тыс.рублей, по приносящей доход деятельности – 1715,3 тыс.рублей), тогда как задолженность по отправке Извещений (ф. 0504805) и копий документов поставщику за полученные материальные ценности у Комитета и учреждений отсутствует (в ходе проверки нарушение устранено внесением исправлений в сводный отчет);

- по счету 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» на конец отчетного периода числится остаток в общей сумме 189,8 тыс. рублей, в том числе по бюджету – 144,4 тыс.рублей, по приносящей доход деятельности – 45,4 тыс.рублей, тогда как согласно распоряжений Комитета «О списании просроченной дебиторской задолженности» учреждениями подведомственными Комитету только за 2010 год например, по приносящей доход деятельности на данный счет должно быть списано 83,1 тыс.рублей.

Таким образом, данные факты свидетельствуют о недостоверности показателей представленных в сводном Балансе (ф. 0503130) Комитета в разделе «Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах».

Согласно данным приложения к пояснительной записке «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф.0503169) общая сумма:

- кредиторской задолженности по бюджету на начало 2010 года составляла 52348,8 тыс.рублей, на конец 2010 года – 23262,6 тыс.рублей;

- дебиторской задолженности по бюджету на начало 2010 года составляла 7948,6 тыс.рублей, на конец 2010 года – 10413,1 тыс.рублей.

Уменьшение кредиторской задолженности прошлых лет на конец отчетного периода на 29086,2 тыс.рублей свидетельствует о её погашении за счет средств предусмотренных учреждениям на расходы текущего периода.

Кроме того, в ходе выборочной проверки установлено превышение кассовых расходов над расходами, фактически произведенными в 2010 году за счет средств муниципального бюджета на общую сумму 15 827,5 тыс. рублей, в том числе:

- по коду 211 «Заработная плата» 7 004,2 тыс. рублей;

- по коду 213 «Начисление на выплаты по оплате труда» 1 805,6 тыс. рублей;

- по коду 223 «Коммунальные услуги» 7 017,6 тыс. рублей.

Решением Саратовской городской Думы от 14.12.2009г. № 46-560 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2010 год» по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» расходы на оплату кредиторской задолженности прошлых лет не предусмотрены.

Установленная выборочной проверкой оплата учреждениями кредиторской задолженности прошлых лет в сумме 15 827,5 тыс. рублей, произведена без внесения соответствующих уточнений в решение о бюджете на 2010 год и в сводную бюджетную роспись.

В ходе проверки установлено, что трём учреждениям, подведомственным Комитету за 2010 год предъявлено к возмещению исполнительных листов на общую сумму 3218,5 тыс.рублей, в том числе:

- (№001905340 от 25.08.2010г.) по задолженности МУЗ «Детская инфекционная больница №6» перед ФГУП «РосРАО» в размере 476,7 тыс.рублей за стирку белья;

- (№000722835; №000722834 от 10.03.2010г.) по задолженности МУЗ «Городская поликлиника №16» пред ООО «СЭПО-ЗЭМ» в размере 2716,7 тыс.рублей за аренду нежилого помещения;

- по задолженности МУЗ «Детская городская поликлиника №8» перед ТСЖ «Энергия-1» в размере 25,1 тыс.рублей за коммунальные услуги.

По состоянию на 01.01.2011 г. возмещение по исполнительным листам произведено на общую сумму 1114,4 тыс.рублей, в том числе:

- по исполнительному листу №001905340 от 25.08.2010г. МУЗ «Детская инфекционная больница №6» оплачено 272,5 тыс.рублей (п/п №1072 от 24.12.2010г.; п/п №1097 от 29.12.2010г.);

- по исполнительному листу №000722834 от 10.03.2010г. МУЗ «Городская поликлиника №16» оплачено 834,6 тыс.рублей;

- по исполнительному листу №000722835 от 10.03.2010г. МУЗ «Городская поликлиника №16» оплачено 7,3 тыс.рублей.

В ноябре 2010 года Комитет ходатайствовал перед комитетом по финансам об увеличении бюджетных ассигнований на оплату исполнительных листов (письмо от 15.11.2010 г №60-01-37/834). В результате:

- дополнительные бюджетные ассигнования не выделены,

- целевое направление изменений, в части передвижки бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов в сумме 1114,4 тыс.рублей в решении о бюджете на 2010 год не определено.

Задолженность по неисполненным судебным решениям по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 2104,1 тыс.рублей.

Комитетом, как главным распорядителем бюджетных средств не соблюдался порядок исполнения судебных актов, что повлекло нарушение ст. 242.2. Бюджетного кодекса РФ, в частности:

- в установленные законом сроки (в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта) учреждение не информировало Комитет, а Комитет, как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования в свою очередь не направил в комитет по финансам информацию о результатах рассмотрения дела в суде.

- частичное исполнение судебных актов осуществлялось за счет ассигнований, не предусмотренных на эти цели решением о бюджете на 2010 год;

- дополнительные объемы ассигнований на исполнение судебных актов Комитетом не выделялись, соответственно изменения в решение о бюджете на 2010 год и в сводную бюджетную роспись, в части выделения средств на эти цели не вносились;

- не соблюден срок исполнения судебных актов (три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение).

В Комитете отсутствует информация об оплате задолженности лечебных учреждений по исполнительным листам, предъявленным к казне муниципального образования «Город Саратов».

В ходе проверки произведен анализ исполнения Комитетом доходной и расходной части бюджета.

Согласно решению Саратовской городской Думы от 14.12.2009 № 46-560 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов" на 2010 год»:

- комитет включен в перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2010 год;

- учреждения подведомственные Комитету являются главными администраторами доходов, полученных бюджетными учреждениями муниципального образования «Город Саратов» от приносящей доход деятельности на 2010 год.

За 2010 год исполнение бюджета в части доходов составило 94,5 % от плановых назначений или 372 828,0 тыс.рублей из 394 698,8 тыс.рублей запланированных (ф.0503164). По сравнению с 2009 годом доходы 2010 года снизились на 30 828,4 тыс. рублей или на 7,6%.

Доходы по приносящей доход деятельности в целом составили 2 400 184,2 тыс. рублей против 2 672 433,9 тыс.рублей утвержденных сметных назначений или 89,8% (ф.0503182). По сравнению с 2009 годом доходы 2010 года возросли на 47 593,2 тыс. рублей или на 2%.

Решением Саратовской городской Думы от 14.12.2009 № 46-560 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2010 год» Комитету были утверждены бюджетные ассигнования в объёме 1423889,1 тыс. рублей, с учетом 3 изменений, вносимых в течении финансового года уточненные бюджетные ассигнования составили 1405990,1 тыс. рублей.

В Сведениях об изменениях бюджетной росписи Комитета (ф. 0503163) представлено, что уточнённая бюджетная роспись по итоговому показателю соответствует размеру бюджетных ассигнований утвержденных решением о бюджете в сумме 1405990,1 тыс. рублей. Однако, по подразделам бюджетной классификации существует разница между показателями бюджетной росписи и показателями предусмотренными в решении о бюджете.

Тыс.рублей

Код раздела, подраздела расходов; группы, подгруппы источников финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации

Утверждено на год

Разница между показателями бюджетной росписи и закона (решения) о бюджете, руб.

соотношение %

законом (решением) о бюджете, руб.

бюджетной росписью с учетом изменений на отчетную дату, руб.

07509010000000000

604 208,4

632 013,1

27 804,7

4,60

07509020000000000

402 309,2

386 826,5

-15 482,7

-3,85

07509040000000000

379 380,5

367 029,1

-12 351,4

-3,26

07509100000000000

20 092,0

20 121,4

29,4

0,15

итого

1 405 990,1

1 405 990,1

0,0

0,00

Все изменения бюджетной росписи Комитета, вносимые в течение 2010 года, подтверждены уведомлениями комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов».

Кассовое исполнение в части расходов в проверяемом году составило:

- за счет бюджета 1 378 097,7 тыс. рублей, или 98,0% от утвержденных бюджетных ассигнований (1 405 990,1 тыс.рублей);

- за счет приносящей доход деятельности 2 474 325,7 тыс. рублей, или 91,6% от годовых сметных назначений (2 700 860,0 тыс.рублей).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2010 году:

- расходы за счет бюджета увеличились на 41 639,9 тыс.рублей или на 3,1%;

- расходы за счет приносящей доход деятельности увеличились на 187444,8 тыс. рублей или на 8,2%.

Комитетом в составе сводного отчета об исполнении бюджета отражены показатели исполнения ведомственной целевой программы «Обеспечение безопасности и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения города Саратова» на 2010 год», утвержденной Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.04.2010 № 1298 (далее – ведомственная целевая программа) с общим объёмом финансирования 141087,4 тыс.рублей. Данная ведомственная целевая программа принята к исполнению через 4,5 месяца после утверждения бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2010 год (решение Саратовской городской Думы от 14.12.2009 № 46-560). В качестве обоснования необходимости принятия указанной ведомственной целевой программы предоставлен протокол заседания антитеррористической комиссии города от 16.12.2009 г. №5, в котором Комитету дано поручение о разработке данной программы. Приказом Комитета от 21.12.2009 г. №748 для разработки ведомственной целевой программы была создана рабочая группа, однако ответственные за реализацию программы определены не были.

После внесения изменений в решение о бюджете (27.05.2010 г.) в части уточнения бюджетных ассигнований между целевыми статьями расходов Комитетом до подведомственных учреждений 17.06.2010 г. доведены изменения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (уведомление №398). При этом вместо МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи», являющегося участником ведомственной целевой программы, Комитет распределил ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в сумме 745,0 тыс.рублей (КОСГУ 226) в МУЗ «Центр медицинской профилактики», не участвующего в программных мероприятиях. И лишь через 36 дней - 23.07.2010 г., Комитетом данные лимиты перераспределены с лицевого счета МУЗ «Центр медицинской профилактики» на лицевой счет МУЗ Городская станция скорой медицинской помощи (уведомление от 23.07.2010 г. №544).

Бездействие Комитета по экстренному устранению допущенного нарушения повлекло за собой необоснованное отвлечение и резервирование на 36 дней бюджетных средств в сумме 745,0 тыс.рублей.

Таким образом, спустя 5,5 месяцев после начала финансового года у лечебных учреждений города появилась возможность расходовать бюджетные средства, ранее предусмотренные в бюджете муниципального образования «Город Саратов» на их содержание, а в последствие перераспределенные на выполнение мероприятий ведомственной целевой программы.

Ведомственная целевая программа исполнена всего на 99,6%.

В ходе проверки обоснованности расходов произведенных учреждениями на реализацию программных мероприятий установлено.

В ведомственной целевой программе указан общий объём финансирования программных мероприятий, но отсутствуют показатели объёмов финансирования по подведомственным Комитету учреждениям (участникам программных мероприятий). Комитет, как разработчик ведомственной целевой программы нарушил положения Бюджетного кодекса РФ в части не соблюдения основных принципов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе:

- (ст. 34) принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- (ст.36) принципа прозрачности (открытости);

- (ст.38) принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии с пояснениями Комитета, распределение лимитов бюджетных обязательств по учреждениям, по ведомственной целевой программе, произведено в рамках ассигнований первоначально утвержденных на их содержание. Однако, в ходе проверки Комитет не смог предоставить документальное обоснование достоверности показателей при распределении бюджетных ассигнований по учреждениям. Например, в качестве обоснования ассигнований (лимитов) бюджетных обязательств, выделенных в 2010 году на проведение капитального и текущего ремонта в муниципальных учреждениях здравоохранения, Комитетом предоставлен план проведения капитального и текущего ремонта с письменными заявками от учреждений. При сопоставлении сумм заявок с планом проведения капитального и текущего ремонта и с утвержденными ассигнованиями (лимитами) бюджетных обязательств установлено, что выделенные лимиты не подтверждены заявками бюджетополучателей, а Комитетом не определены приоритетные направления проведения в подведомственных учреждениях ремонтных работ и не дана их стоимостная оценка. Например, по МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи»:

- потребность в денежных средствах на проведение капитального и текущего ремонта помещений составляла 4 050,0 тыс.рублей;

- в плане проведения капитального и текущего ремонта предусмотрено 4446,0 тыс.рублей;

- в рамках ведомственной целевой программы доведено ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 611,5 тыс.рублей.

В ходе проверки Комитетом не предоставлены обоснования по распределению ассигнований (лимитов) бюджетных обязательств на приобретение объектов основных средств, в том числе медицинского оборудования.

Аналогично по другим мероприятиям предусмотренным ведомственной целевой программой.

Таким образом, распределение Комитетом ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по учреждениям в рамках ведомственной целевой программы не подтверждено заявками участников программных мероприятий и расчетными показателями, следовательно, не является обоснованным.

Кроме того, Комитетом не предоставлены обоснования включения в перечень участников программных мероприятий 35 из 47 подведомственных учреждений.

Не смотря на то, что Комитет не участвует в выполнении программных мероприятий и средства, предусмотренные на их реализацию, не централизованы в ведомственной целевой программе и в отчетах о её выполнении Комитет фигурирует в роли исполнителя программных мероприятий, тогда как фактически исполнителями являются лечебные учреждения. Данный факт свидетельствует о несоответствии содержания программы утвержденному решением Саратовской городской Думы от 14.12.2009 № 46-560 бюджету муниципального образования «Город Саратов» на 2010 год.

В ведомственной целевой программе наименования муниципальных учреждений здравоохранения не соответствует наименованию учреждений отраженных в реестре получателей бюджетных средств. Например, в ведомственной целевой программе зафиксировано «МУЗ «Городская клиническая больница №1», а в реестре получателей бюджетных средств - МУЗ «1-я Городская клиническая больница им. Ю.Я. Гордеева» комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» и т.д.

Выводы.

В ходе проверки установлено.

1. Комитетом не осуществлялся контроль за соблюдением подведомственными учреждениями сроков сдачи бюджетной отчетности.

2. В нарушение приказа Минфина РФ от 13.11.2008 №128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»:

- оформление бюджетной отчетности учреждений не соответствует требованиям приказа (отсутствуют подписи руководителя, главного бухгалтера и руководителя финансово-экономической службы, по счету «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение» отсутствует группировка по видам материальных ценностей и т.д.);

- перед составлением годовой бюджетной отчетности Комитетом (получателем бюджетных средств) не в полном объеме проведена инвентаризация активов и обязательств, что влечет недостоверность показателей, представленных в сводной бюджетной отчетности Комитета;

- в сводной отчетности в «Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах»:

по счету «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» на конец отчетного периода числятся остатки на общую сумму 7125,1 тыс.рублей, тогда как задолженность по отправке документов поставщику за полученные материальные ценности у Комитета и учреждений отсутствует (в ходе проверки нарушение устранено внесением исправлений в сводный отчет);

по счету «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» на конец отчетного периода числится остаток в общей сумме 189,8 тыс. рублей, в том числе по бюджету – 144,4 тыс.рублей, по приносящей доход деятельности – 45,4 тыс.рублей, тогда как только за 2010 год учреждениями по приносящей доход деятельности на данный счет должно быть списано 83,1 тыс.рублей.

3. В нарушение приказа комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.12.2010 г. № 121П «О годовой бюджетной отчетности главных распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита муниципального образования «Город Саратов» за 2010 год»:

- по 5 учреждениям бухгалтерская отчетность сдана в неполном объёме;

- в Балансе (ф. 0503130) сводной отчетности на конец отчетного периода по счету бухгалтерского учета «Расчеты с подотчетными лицами» отражены остатки средств в сумме 49,3 тыс. рублей (при отсутствии продолжающихся командировок), по счету бухгалтерского учета «Расчеты по принятым обязательствам» имеются остатки в общей сумме 539 195,9 тыс. рублей (при отсутствии подтвержденных переходящих договоров), разъяснения по данным остаткам в Пояснительной записке (ф. 0503160) отсутствуют;

4. В нарушение Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 №749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки», целесообразность произведенных расходов в сумме 4,2 тыс.рублей не подтверждена работодателем.

5. В нарушение раздела 5, приказа Минфина РФ от 30.12.2008 №148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» у Комитета, как у главного распорядителя бюджетных средств, отсутствует учет по счетам санкционирования расходов бюджета, в частности:

- по санкционированию лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 1029267,1 тыс.рублей;

- по санкционированию бюджетных ассигнований на общую сумму 1423889,1 тыс.рублей.

6. Комитет, как разработчик ведомственной целевой программы «Обеспечение безопасности и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения города Саратова» на 2010 год», утвержденной Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.04.2010 № 1298:

- нарушил основные принципы бюджетной системы Российской Федерации, отраженные в Бюджетном кодексе РФ, в том числе (ст. 34) принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств; (ст.36) принцип прозрачности (открытости); (ст.38) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;

- не подтвердил распределение ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по учреждениям в рамках ведомственной целевой программы заявками участников программных мероприятий и не обосновал расчетами, в том числе на проведение капитального и текущего ремонта, на приобретение объектов основных средств (лечебно-диагностического оборудования) и т.д.;

- не предоставил обоснования включения в перечень участников программных мероприятий 35 из 47 подведомственных учреждений;

- закрепил за собой функции исполнителя программных мероприятий, что противоречит решению Саратовской городской Думы от 14.12.2009 №46-560 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2010 год» в части распределения бюджетных ассигнований по ведомственной структуре расходов по подразделам бюджетной классификации на подведомственные учреждения;

- указал, в качестве участников выполнения мероприятий, наименования муниципальных учреждений здравоохранения которые не соответствуют наименованиям учреждений, отраженным в реестре получателей бюджетных средств;

7. Комитетом, как главным распорядителем бюджетных средств:

- превышены полномочия, ведущие к нарушению ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, в части передачи своих функций по приему и составлению сводной отчетности за 2010 год подведомственным учреждениям;

- осуществлялось снятие и перераспределение ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между учреждениями без отслеживания свободных остатков на лицевых счетах получателей бюджетных средств, а также без получения письменного подтверждения учреждений о наличии свободных остатков ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, что привело к нарушению ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ в части приема и исполнения учреждениями бюджетных обязательств сверх утвержденных ассигнований и доведенных лимитов.

- не соблюдался порядок исполнения судебных актов, что повлекло нарушение ст. 242.2. Бюджетного кодекса РФ.

Указанные и другие нарушения, установленные в ходе проверки, имеют стоимостную оценку в общей сумме 10890,1 тыс.рублей, в том числе:

1. искажение валюты баланса (ф.0503130) сводного бюджетного отчета за 2010 год на сумму 8673,6 тыс.рублей.

2. прием и исполнение учреждениями бюджетных обязательств сверх утвержденных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 2 216,5 тыс. рублей, в том числе:

- по подстатье «Заработная плата» 1653,4 тыс. рублей;

- по подстатье «Начисление на выплаты по оплате труда» 369,5 тыс. рублей;

- по подстатье «Коммунальные услуги» 193,6 тыс. рублей.

Принятые меры.

1. Исполняющему полномочия главы муниципального образования «Город Саратов» Задкову Г.И. направлены материалы проверки.

2. Исполняющему обязанности главы администрации муниципального образования «Город Саратов» Прокопенко А.Л. направлены материалы проверки и письмо о принятии мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц допустивших указанные нарушения.

Председатель

контрольно-счетной палаты Э. А. Постельга

Copyright © 2003-2007 Саратовская городская Дума Создание сайта: ООО "Инфо-Эксперт"
Председатель Саратовской городской Думы
Составы постоянных комиссий
Структура Думы
График заседаний Думы
График приема граждан
План мероприятий на неделю
Планы работы
Документы
Справочник депутатов
Информация
Муниципальный заказ
Обращения граждан
Официальное опубликование

Избирательная комиссия Саратовской области Официальный сайт администрации города Саратова Сайт администрации города Саратова Сайт президента России Сайт Государственной думы РФ Интернет портал правительства РФ Инвестиционный портал города Саратова Госуслуги